Новости:

2017/03/08

Для чего «зачищают» банковский сектор России?

7 марта в Казани состоялся пикет пострадавших клиентов Татфондбанка и Интехбанка, у которых Банк России 3 марта 2017 года отозвал лицензии. На акцию вышло около 150 человек с лозунгами, направленными против руководства Республики Татарстан, отказавшегося от поддержки вкладчиков ликвидированных банков. На пикете был организован сбор обращений в адрес депутатов Госсовета Татарстана с требованием выразить недоверие президенту республики Рустаму Минниханову. Организаторы запланировали провести следующую акцию 18 марта. Ранее вкладчики, чьи средства не подлежали страхованию, выдвинули властям Татарстана, контролировавшим Татфондбанк, ультиматум с требованием опротестовать решение Центрального банка и вернуть вклады за счёт средств республики и государственных компаний.
Ликвидированные кредитные учреждения Татарстана стали очередными жертвами «зачистки» банковского сектора России, проводимой Центральным банком с 2013 года.
За последние четыре года лицензий лишились 308 российских банков, при этом с каждым годом отзывов становится больше: за 2013 год было отозвано 32 лицензии, в 2014 году - 86 лицензий, в 2015 - 93, а в 2016 - 97. В результате «зачистки» Банком России финансового сектора число банков в стране сократилось с 900 в 2013 году до приблизительно 570. Если «зачистка» продолжится такими темпами, то, по прогнозам самого ЦБ РФ, в 2019 году в России останется около 400 кредитных организаций.
Как правило, в качестве причин отзыва лицензий Центральным банком называются рискованная кредитная политика, недостаточность собственного капитала и криминальный вывод средств. Однако, в силу чрезвычайной закрытости деятельности главного финансового регулятора страны, произвести объективную проверку этих обвинений не представляется возможным, как не представляется возможным установить, кому и по какой цене достаются «лакомые куски» - активы ликвидированных кредитных организаций.
Зато очевидно другое. «Зачистка» банковского сектора сопровождается частичной или полной экспроприацией вкладов населения и средств на счетах юридических лиц, а попросту говоря, ограблением людей, поскольку оборотные денежные средства организаций включают в себя, помимо прочего, также и невыплаченную заработную плату трудящихся.
В том же Татфондбанке на момент отзыва лицензии держали средства более 30 тысяч юридических лиц, ориентировочно на общую сумму около 60 миллиардов рублей, а также были размещены вклады физических лиц, не подлежащие страхованию в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), на общую сумму 14, 63 миллиардов рублей. Таким образом, только в результате отзыва лицензии у одного банка, из обращения было одномоментно изъято почти 75 миллиардов рублей.
Изъятие из обращения «лишней» денежной массы путём экспроприации банковских вкладов является, несомненно, частью стратегии борьбы Центрального банка с инфляцией, так же как несомненно и то, что главной причиной «зачистки» банковского сектора России является перераспределение финансовых ресурсов в пользу крупнейших кредитных организаций, непосредственно контролируемых государственно-капиталистической олигархией.
***
Необходимость централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией была установлена уже Марксом и Энгельсом в Коммунистическом манифесте в качестве одной из первоочередных задач рабочего класса в ходе пролетарской революции.
Наиболее ёмко и четко сформулировал позицию революционных коммунистов по отношению к капиталистической кредитной системе Л.Д.Троцкий в работе «Агония капитализма и задачи IV Интернационала.
«Империализм, - писал Троцкий, - означает господство финансового капитала. Рядом с синдикатами и трестами, и часто над ними, банки сосредоточивают в своих руках фактическое командование хозяйством. По своей структуре банки, в концентрированном виде, отражают всю структуру современного капитализма: они сочетают тенденции монополии с тенденциями анархии. Они организуют чудеса техники, гигантские предприятия, могущественные тресты, и они же организуют высокие цены, кризисы и безработицу. Нельзя сделать ни одного серьезного шага в борьбе с монополистским произволом и с капиталистической анархией, которые в своей разрушительной работе дополняют друг друга, если оставить командные высоты банков в руках хищников-капиталистов. Чтоб создать единую систему инвестирования и кредитования, по разумному плану, отвечающему интересам всего народа, нужно объединить все банки в единое национальное учреждение. Только экспроприация частных банков и сосредоточение всей системы кредита в руках государства передаст в его руки необходимые реальные, т.-е. материальные, а не только бумажные и бюрократические средства для хозяйственного планирования». 
Однако «экспроприация банков, - подчеркивал Троцкий, - ни в коем случае не означает экспроприацию банковских вкладов. Наоборот, для мелких вкладчиков единый государственный банк сможет создать более благоприятные условия, чем частные банки. Равным образом, только государственный банк сможет установить для фермеров, ремесленников и мелких торговцев условия льготного, т.-е. дешевого кредита. Еще важнее, однако, то, что все хозяйство, прежде всего крупная промышленность и транспорт, направляемые из единого финансового штаба, будут служить жизненным интересам рабочих и всех других тружеников».
Хотя, как указывал Троцкий, огосударствление банков даст «благотворные результаты лишь в том случае, если сама государственная власть из рук эксплуататоров полностью перейдет в руки трудящихся», это не означает, что нужно ждать момента установления власти рабочего класса. Борьба трудящихся с финансовым капиталом разворачивается уже в рамках капиталистической системы и представляет собой последовательную реализацию переходных требований, из которых национализация коммерческих банков является максимальным требованием в условиях капитализма.
Помимо национализации, к переходным относятся также такие требования, как ограничение прибылей банков за счет сокращения разницы между процентными ставками по депозитам и кредитам (банковской маржи), введение скользящей, в зависимости от дохода заемщика, процентной шкалы по кредитам для трудящихся и т.п. Необходимо добиваться законодательного запрета отчуждения банками заложенного имущества в тех случаях, когда оно является необходимым для жизни трудящихся и их семей, а также запрета выселения трудящихся из жилья, заложенного по договорам ипотеки.