Новости:

2017/03/22

О социальной базе правящего режима

В марте нынешнего года Федеральная служба государственной статистики опубликовала результаты наблюдения, из которых следует, что российские чиновники, замещающие должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в минувшем году получали в среднем 56,5 тысяч рублей в месяц, в территориальных органах исполнительной власти - 41,7 тысяч рублей, а в органах местного самоуправления - 37,3 тысячи рублей, притом, что средняя зарплата по России в 2016 году составила 36,7 тысяч рублей, с учетом зарплат тех же чиновников. Это только региональный и местный уровни. Федеральные чиновники получают в разы больше.
Так, например, средняя заработная плата государственных служащих центрального аппарата Министерства здравоохранения России в 2016 году составила почти 97,7 тысяч рублей, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - больше 70 тысяч рублей, мало кому известной Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - больше 68,6 тысяч рублей и так далее. В целом же среднемесячная заработная плата всех работников, занятых в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности (включая и тех, кто не имеет специальных званий и классных чинов) в 2016 году составила 43,6 тысяч рублей.
Все эти цифры не оставляют сомнений в том, что именно государственная бюрократия является главной массовой социальной опорой правящего режима, в то время как буржуазия, прежде всего ее олигархическая верхушка, представляет собой его основную классовую базу. Не удивительно, что материальное укрепление бюрократической касты является приоритетной задачей центрального аппарата российского буржуазно-бюрократического государства.
Бюрократия с научной, марксистской, точки зрения не является общественным классом, аналогичным буржуазии, рабочему классу или классу мелких собственников. Она не занимает самостоятельного места в общественном разделении труда, не определяет и не реализует целей общественного производства.
Бюрократия представляет собой социальный слой профессиональных управленцев - чиновников, состоящих на службе у экономически господствующего класса и обеспечивающих оптимальные социальные условия для решения господствующим классом своих задач. В современном, буржуазном, обществе такой задачей является максимизация капиталистических прибылей.


Факт независимости, в большей или меньшей степени, государственного бюрократического аппарата от экономически господствующего класса, в частности от буржуазии, не должен вводить в заблуждение. Государственная бюрократия служит не каждому капиталисту в отдельности, а капиталистическому классу в целом, защищает общие классовые интересы буржуазии, с которыми частные интересы отдельных капиталистов часто могут не совпадать. Частные интересы отдельных капиталистов выражает корпоративная бюрократия, зависимость которой от конкретных собственников прослеживается более четко.
Наличие конфликтов между буржуазным государством и отдельными представителями класса буржуазии является таким же естественным явлением, как и конкурентная борьба внутри самого капиталистического класса.
Только в одном случае класс буржуазии и буржуазное государство сохраняют полное единство и неразрушимую монолитность. Таким случаем является их совместная борьба против рабочего класса, кода последний поднимается на борьбу против системы капиталистической эксплуатации. Тогда все капиталисты и все буржуазные политики объединяются с государственным аппаратом, забывая на время свои разногласия.
Не должно вводить в заблуждение и то, что формы оплаты труда и размеры доходов чиновников, особенно их низших слоев, во многом схожи с формами оплаты труда и размерами доходов рабочих. Тот факт, что чиновники являются наемными работниками и работают за заработную плату ни в коей мере, не сближает их с рабочим классом. Классовая принадлежность определяется не формой оплаты труда и не размером доходов, а местом в системе общественного разделения труда.
Марксисты никогда не считали и не считают военнослужащих, полицейских и прочих чиновников буржуазного государства частью рабочего класса или «трудящимися», несмотря на то, что государственные служащие, также, как и рабочие, трудятся по найму и получают доход в виде заработной платы. За формальным сходством между двумя этими категориями наемных работников стоят принципиальные социальные различия.
Рабочий, или пролетарий, не просто работает на буржуазного собственника и получает заработную плату. Что самое главное, в процессе своей работы пролетарий производит для капиталиста товар, реализуемый на рынке.  Не всякая работа является трудом, труд - это не просто расходование энергии работника. «Труд» - это экономическая категория. Труд при капитализме представляет собой процесс создания товаров, обладающих стоимостью. Большая часть этой стоимости присваивается капиталистом в виде прибавочного продукта, а меньшая часть выдается рабочему в виде заработной платы. Таким образом, доход пролетария - это результат его же собственного труда.
В отличие от рабочего чиновник не производит никаких товаров, а соответственно и стоимостей. Чиновник не является трудящимся прежде всего с научной, экономической точки зрения. Работа чиновника не является трудом. Заработная плата чиновника не имеет ничего общего с заработной платой пролетария, представляя собой часть прибавочного продукта, украденного капиталистом у рабочего. Чиновники, таким образом, объективно заинтересованы в усилении капиталистической эксплуатации, поскольку увеличение прибылей буржуазии означает и потенциальный рост доходов бюрократии. Проще говоря, чем меньше получает рабочий, тем больше может получить чиновник.
Бюрократия, в качестве слоя профессиональных управленцев, получает свой доход как вознаграждение за обеспечение оптимальных для буржуазии социальных условий эксплуатации рабочего класса. Это одинаково верно как для корпоративной бюрократии, работающей на конкретных капиталистов, так и для государственной бюрократии, защищающей интересы капиталистического класса в целом. Рабочий, следовательно, содержит и буржуя, и чиновника.
Поэтому в общем случае бюрократия, вне зависимости от уровня доходов конкретных ее представителей, не является союзником рабочего класса. Только жесточайший кризис капиталистической системы, сопровождающийся ростом силы рабочего класса и его революционных организаций, способен подтолкнуть часть чиновничества на союз с трудящимися.
По этой причине коммунисты никогда не ставят своей целью защиту социальных интересов чиновничества, поскольку они коренным образом противоречат социальным интересам рабочего класса. В том числе коммунисты ни в коей мере не поддерживают требований чиновников об увеличении их заработной платы: чем больше получает чиновник, тем меньше получает рабочий. Социальный интерес чиновничества заключается в усилении капиталистической эксплуатации рабочих, следовательно, в увеличении доли прибавочной стоимости и, соответственно, его собственных доходов. Социальный интерес рабочего класса состоит в уничтожении бюрократии как паразитической касты, наряду с буржуазией живущей трудом пролетариата.
По той же причине коммунисты решительно выступают против приема корпоративных и государственных чиновников в члены рабочих профессиональных союзов и против какого-либо сотрудничества с «профсоюзами», объединяющими сотрудников правоохранительных и других государственных органов власти.
Одной из основных целей пролетариата является уничтожение бюрократии как социального слоя и превращение чиновничества в исключительно профессиональную группу, полностью подконтрольную рабочему классу. Место чиновника - у станка, а не в кабинете.
Программа революционного марксизма предусматривает введение выборности всех категорий чиновников, их подконтрольность и подотчетность организациям трудящихся, обязательную ротацию и сменяемость, а также ограничение доходов чиновников средней заработной платой рабочего. «Рабочие,- писал Ленин - завоевав политическую власть, разобьют старый бюрократический аппарат, сломают его до основания, не оставят от него камня на камне, заменят его новым, состоящим из тех же самых рабочих и служащих, против превращения коих в бюрократов будут приняты тотчас меры, подробно разработанные Марксом и Энгельсом: 1) не только выборность, но и сменяемость в любое время; 2) плата не выше платы рабочего; 3) переход немедленный к тому чтобы все исполняли функции контроля и надзора, чтобы все на время становились «бюрократами» и чтобы поэтому никто не мог стать «бюрократом».
                                                                                                 Леонид Воронин, движение к социализму